О роли музыкального воспитания
Любой из родителей желает видеть своего ребенка умным, здоровым, «гармонично развитым».
В наше время изменение политического строя повлекло за собой и изменение культурной жизни общества. Поэтому современные малыши, в отличие от своих сверстников прошлых лет, имеют значительно меньший музыкально-слушательский и певческий опыт, несмотря на то, что от рождения они окружены большим объемом всякого рода звуков – в большинстве случаев – это звуки резкие, громкие (в общем, немузыкальные). Из современной жизни общества ушли мелодия, гармония, красивая музыка.
Психологи отмечают, что в последнее время появилось большее количество детей с двигательной активностью, с нарушениями функций речи, немотивированной жестокостью. А гармония – это, прежде всего, душевное равновесие, согласованность мыслей и поступков.
Слова «гармония» и «музыка» тесно связаны между собой. Любой из видов искусства пробуждает у ребенка способность к творчеству, которая, обрастая приобретенными навыками и движениями, преобразуется в креативность человека. Занятия музыкой особенно способствуют развитию эмоционального мира ребенка, если она входит в жизнь ребенка с маминой колыбельной, и затем сопровождает всю его жизнь.
Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка создает основу общей музыкальной культуры, как части становления личности.
Вопросы и ответы
С какого возраста нужно начинать занятия музыкой?
Если говорить об игре на инструменте, то с 4-5 лет, так как именно к этому возрасту ребенок уже готов к осознанной работе. Если же речь идет о подготовительных развивающих занятиях без игры на инструменте, то принцип таков: чем раньше – тем лучше. Желательно, чтобы ребенок начал занятия на инструменте не менее чем за год до 1 класса общеобразовательной школы. За это время он научится сосредотачиваться на рабочих моментах и будет легко «высиживать» 40 минут урока, плодотворно проводя это время. К тому же, занятия на любом музыкальном инструменте, в особенности на фортепиано, укрепляют мышцы рук и способствуют развитию мелкой моторики, что облегчает приобретение навыков письма.
Нужно ли иметь дома инструмент, на котором будет учиться играть ребенок?
Если речь идет об обучении игре на инструменте 4-5 летних детей, которые вряд ли смогут заниматься дома без посторонней помощи, то инструмент некоторое время не понадобится. Если же родители могут и хотят помочь ребенку в домашних занятиях, то чем раньше в доме появится инструмент, тем быстрее пойдет процесс обучения. То, чему ребенок научится на уроке, он непременно захочет показать членам своей семьи, друзьям или гостям. Даже если его успехи поначалу будут минимальными, но заслужат одобрение слушателей – домашние концерты станут постоянными. А если своей игрой малыш доставит удовольствие себе и окружающим, то цель его обучения можно считать достигнутой.
Стоит ли учить ребенка музыке, если у родителей нет желания делать из него музыканта?
Конечно, стоит! Во-первых, научившись играть на каком-либо инструменте (пусть даже очень хорошо играть!) совсем не обязательно становиться профессиональным музыкантом, можно просто любить музыку и уметь отличать хорошую музыку от остальной. А во-вторых, ведь вы еще не знаете пожеланий вашего малыша, его склонностей и перспектив. Очень часто «прозрение» наступает поздновато и тогда в школу приходят подростки «от 16 и старше», сожалея, что не сделали этого раньше.
Ребенок будет учиться играть «для себя», не ставя целью дальнейшее профессиональное образование. Нужно отдавать его в музыкальную школу или лучше пригласить учителя на дом?
Это тот случай, когда все нужно решать индивидуально: смотря какого учителя, какую школу и какого ребенка. Нужно понимать, что занятия в коллективе – мощный стимул. Если у ребенка появится постоянная возможность сравнивать себя с другими детьми, демонстрировать им свои достижения, выступать перед друзьями и родителями на сцене, получая за это заслуженные аплодисменты, вряд ли он захочет заниматься дома один на один с учителем. Но, в любом случае, выбирать родителям.
Стоит ли «мучить» ребенка занятиями, если он не хочет учиться?
Все зависит от того, как родители относятся к занятиям ребенка. Если взрослые уважают его труд, поддерживают желание играть, которое на первых порах есть практически у каждого малыша, стимулируют и поощряют его, гордятся его успехами, активно занимаются его общеэстетическим развитием... – занятия музыкой вряд ли станут мучением для ребенка.
Чему могут научить занятия музыкой, кроме игры на инструменте?
Прежде всего, они помогут ребенку почувствовать себя личностью, ведь он будет уметь делать то, что умеют делать далеко не все, а это заслуживает уважения. Кроме того, занятия помогут развить память, внимание, координацию, а также такие важные для любого образовательного процесса качества как умение решать несколько задач одновременно, логику и воображение. Навык публичных выступлений поможет приобрести умение контролировать ситуацию, а погружение в художественный образ исполняемых произведений способствует развитию артистизма.